Деловой портрет
Портрет — старейший и наиболее распространенный жанр фотографии. В зависимости от назначения, характера исполнения и числа персонажей различают интимный, общественный, научный или антропологический портреты; индивидуальный, парный и групповой, а также автопортрет. Деловой портрет(business portrait) относится к публичному типу портрета и находится в сфере коммерческой фотографии. Поэтому иногда деловой портрет еще называют рекламным портретом или просто фотографией крупным планом (mug shots) — это словосочетание также используется для фотографий в уголовных делах.
Приведенные выше определения наиболее красноречиво отражают специфику этого вида портрета. Фотографии, выполненные в форме делового портрета, являются визитной карточкой фирмы и используются для визиток, в пресс-релизах о компании, размещаются на сайте, включая портретную галерею компании. Условно можно выделить два вида делового портрета: студийный и на рабочем месте.
Портрет в студии часто делается погрудным, иногда во весь рост, на нейтральном светлом фоне. В отношении позы представленной фигуры различают «с лица», в три четверти поворота направо или налево. Деловой портрет на рабочем месте, где портретируемого окружают предметы его непосредственной деятельности, придавая тем самым большую выразительность изображению, по форме напоминает репортажный стиль в портрете, известный и хорошо практикуемый еще с XIX века. И хотя деловой портрет не сильно отличается от обычных портретов, он все же более регламентирован. Изображение в данном случае становится жертвой задачи.
Такой портрет принято выполнять крупным планом. Главная отличительная черта — строгость, обязательное соблюдение правил делового этикета в одежде и прическе. Основные качества, которые в данном случае должен излучать портретируемый, — это уверенность и доброжелательность. Но даже в портрете, выполненном на рабочем месте, не всегда четко просматривается принадлежность к профессии, что часто подчеркивается в художественном и репортажном портрете. Внутренний мир портретируемого также остается вне сферы интересов делового портрета.
Почти маниакальную сосредоточенность на внешнем виде модели подтверждают следующие рекомендации, которые часто размещают на сайтах и раздают клиентам различные фотостудии. Советы для мужчин сводятся в основном к выбору предметов гардероба: «Хороший костюм и рубашка — основа вашего внешнего вида. Камера может уловить, если ваша одежда плохо на вас сидит. Если вы решите не надевать костюм или пиджак, имейте в виду, что белые и светлых тонов рубашки сами по себе могут смотреться бледно и отвлекать внимание от вашего лица. Если вы хотите менее официальный портрет, но не выходящий за рамки делового, лучшим выбором станет жакет с рубашкой или свитер».
Рекомендации для женщин касаются в основном украшений: «Уместны и даже приветствуются украшения. Цепочки должны быть короткими и идти вдоль линии воротника блузки. Серьги должны быть видны из-под волос. Можно использовать брошь, но в этом случае она должна быть довольно большой, чтобы ее было заметно на снимке. Женщина с длинными волосами должна выбрать жакет, который будет отличаться по тону от ее волос». Съемка обязательно включает работу стилиста, который приводит в порядок волосы, одежду и делает макияж.
В объявлениях различных фотографических студий можно встретить следующие рекомендации относительно внешнего вида клиента. Тщательность проявляется даже в выборе тканей, из которых, желательно, должен быть сделан костюм, — лен и шерсть. Одежда должна быть однотонной и темных цветов (коричневый, синий, серый, зеленый), так чтобы не отвлекать внимания от лица, а только выгодно подчеркивать его достоинства.
У делового портрета нет как такового исторического прототипа. В живописи существовали так называемые профессиональные портреты, они часто делались на заказ и изображали купцов, торговцев и денежных менял. Такой типпортрета был особенно распространен в Германии и Голландии в XVI–XVII веках. Заказчик изображался в окружении атрибутов своей деятельности, в пышной обстановке. Это был одновременно профессиональный и парадный портрет.
В фотографии деловой портрет лишь формально может напоминать репортажный стиль в портрете. Единственное, что их объединяет, — это съемка на рабочем месте и использование профессионального антуража. Роберт Хьюлетт в 1867 году специально для газеты «Таймс» сделал репортаж о строительстве огромного корабля Grait Eastern. Среди прочих снимков был портрет Изамбара Брюнеля, разработчика корабля и крупнейшего инженера своего времени. Однако, как и фотографии Августа Зандера из его масштабного проекта «Люди XX века», эти изображения лишь с большой натяжкой напоминают современный деловой портрет и то, что под этим термином принято понимать.
Текст Елена Зырянова
Материал с сайта http://prophotos.ru/